понедельник, 7 марта 2011 г.

«ПУТЬ В ГЛУБЬ СЕБЯ» Где же коренится глубинная причина страданий человека?


Почему разные люди испытывают различные страдания? От чего зависит течение  жизни человека?


Есть такая пословица: «Посеешь мысль — пожнешь поступок, посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь жизнь».
Если пропустить промежуточные звенья этой цепочки, то мы получим: «Посеешь мысль… — пожнешь жизнь». Отсюда можно сделать вывод, что от того, как и о чем человек думает, зависит вся его жизнь. И если он сможет изменить свои мысли – его жизнь тоже изменится.
Полезно задать вопрос: «А откуда у человека мысли? Почему он думает именно так?» Ответ прост: мысли исходят из ума. Однако Веды утверждают (Бхагавад-гита, 3.42), что выше ума, с его мыслями, чувствами и желаниями, стоит разум — вместилище мировоззрения человека. Именно сформированное мировоззрение человека и определяет образ мысли, в соответствии с которым работает его ум.
Таким образом, мы можем сказать «Посеешь мировоззрение, … пожнешь жизнь». Мировоззрение играет ключевую роль в жизни человека и в зависимости от того, каково оно, человек будет по-разному смотреть на мир, совершать различные поступки и стремиться к разным видам наслаждений. В результате он будет испытывать различные виды страданий, которые приходят к нему как реакции материальной природы на его неправильные поступки. Поэтому очень важно понять, что различные страдания — это сигнал, напоминающий нам: что-то в своей жизни мы делаем неправильно, — нарушен какой-то закон, ибо наказывают только нарушителей.

Но как разобраться во всем этом? Какие законы я нарушаю и как мне изменить свои взгляды на мир?

Человек может изменить свое мировоззрение двумя способами: либо прилагая сознательные усилия к этому, либо через опыт страданий и кризисов в жизни, приходящих как реакции на его ошибки. В связи с этим, мы можем видеть две категории людей, стремящихся к счастью: одни пытаются искоренить причину страданий внутри себя и осознанно стремятся к внутреннему изменению, а другие стремятся избавиться  только от внешних причин страдания, не признавая своих недостатков. Рассмотрим, какая из этих позиций более разумна:

 

Ищущие причину внутри себя
Ищущие причину вне себя
Отношение к своему мировоззрению
Ясно понимают прямую связь между своим мировоззрением и качеством своей жизни и потому осознанно стремятся изменить мировоззрение.
Смутно понимают, или вообще не отдают себе отчета в том, что события, происходящие с ними в жизни, напрямую связаны с их мировоззрением и даже не стремятся разобраться в этом.
Получает знание
Через образование и позитивное общение.
Через тяжелый опыт страданий, кризисов и разочарований.
Смена мировоззрения происходит
Благодаря осознанному выбору (применению свободы воли)
Когда жизнь разрушает его (человек вынужден изменить свои взгляды, т.к. испытал крах).
Тип веры
Вера осознанная, глубокая
Вера слепая (фанатичная или основанная на сантиментах).
Стиль жизни
Активный, упреждающий
Пассивно реагирующий


Как видно из таблицы, есть 2 вида смены мировоззрения:

1.       человек сам стремиться найти истину
2.       он ждет, пока жизнь разрушит его неверные воззрения

Учитывая проведенное сравнение, не трудно заметить, что из этих двух вариантов, внутреннее изменение сознания с помощью образования и позитивного общения — метод гораздо более безболезненный и достойный человека. Если воспользоваться им, можно разрешить «главное жизненное противоречие».

Что это за знание, которое способно так благотворно повлиять на мою жизнь и существует ли оно вообще? Кто является источником этого Абсолютного знания, и каким способом его можно получить?  


Ведическая философия и какую пользу Она может нам принести?



Цель Ведической философии – осветить путь, следуя по которому, можно избавиться от страданий. Поэтому Ведическая традиция никогда не считала философию уделом кабинетных мыслителей, чьи рассуждения оторваны от реальной жизни. Философия, согласно Ведам, должна привести к практическому результату – освобождению от страданий.
Само слово философия дословно переводится с греческого языка как «любовь к мудрости»:

·         Phileo – «люблю»

·         Sophia – «мудрость»

Одно из значений слова мудрость – это способность применить теоретическое знание на практике.
Изучив теорию, ученик пытается применить ее на практике, и так обретает опыт. При этом знание, которое вначале было книжным, внешним по отношению к его жизни, постепенно проникает вглубь сознания. Усвоить знание – означает принять его в свой разум и руководствоваться им в практической жизни. Такое знание становится частью мировоззрения человека, также как переваренная пища становится частью нашего тела.

Из каких разделов состоит Ведическая философия?

В Ведической философии имеется 4 раздела знания:

1.       Прамана (гносеология)                       – «метод познания».

2.       Самбандха-гьяна (онтология)     – «учение о бытии».

3.       Абхидея-гьяна (этика)              – «знание о практике, приводящей к совершенству жизни».

4.       Прайоджана-гьяна (метафизика) «знание о высшем совершенстве жизни».

Итак, мы можем сказать, что Ведическая философия – это учение о методе познания (прамана), о бытии (самбандха-гьяна), о практике приводящей к совершенству жизни (абхидхея-гьяна) и о высшем совершенстве, которого можно достичь в результате этой практики (прайоджана-гьяна). 


Что же собой представляет Ведическая гносеология?

Ведическая гносеология, или «знание о методах познания», является очень важным разделом Вед, без понимания которого невозможно постичь сокровенный смысл остального знания. Таким образом, чтобы познать Ведическую онтологию, этику и метафизику в ее первозданном виде, сначала человек должен понять, при помощи какого метода это можно сделать. В противном случае знание Вед останется недоступным.
Метод получения знания на санскрите называется прамана – «доказательство». Когда человек говорит об аспектах реальности, он должен обосновать свои слова авторитетными доказательствами. И раздел гносеология показывает, из какого источника мы можем брать эти доказательства.

Какова Ведическая онтология?

«Знание о бытии» на санскрите называется самбандха-гьяна и включает в себя семь тем:



1.       Истина о верховном положении Бога.

2.       Истина об энергиях Бога.

3.       Истина о взаимоотношениях с Богом.

4.       Истина о конституциональном положении души.

5.       Истина о душе в обусловленном состоянии.

6.       Истина о душе в освобожденном состоянии.

7.       Истина о непостижимом одновременном единстве и отличии Бога и Его энергий.

Если, познав эти Истины (самбандха-гьяну), при помощи правильного метода познания, человек приступит к практике (абхидхее), описанной в следующем разделе Ведического знания, тогда он, несомненно, достигнет высшего совершенства жизни (прайоджаны).

Какова Ведическая этика?

Знание о практике, приводящей к высшему совершенству жизни, на санскрите называется абхидхея-гьяна. Эта практика состоит из двух частей:

1.       Практика преданного служения Богу, осуществляемая в соответствии с правилами и ограничениями – ваидхи-садхана-бхакти.

2.       Практика преданного служения Богу, выполняемая из свободной, немотивированной любви к Богурагануга-садхана-бхакти.

Какова Ведическая  метафизика?

Знание о высшем совершенстве, которое доступно человеку, на санскрите называется прайоджана-гьяна. Путь к высшему совершенству также проходит через две ступени:

1.       Начальная стадия любви к Богубхава-бхакти.

2.       Чистая любовь к Богупрема-бхакти.

Так постижение Ведической философии предоставляет человеку реальную возможность достичь высшего совершенства жизни.