среда, 9 февраля 2011 г.

Причина страдания – искаженное мировоззрение


            Часто люди не понимают, что причиной многих их страданий является неверные представления. Они пытаются решить проблему, но не там, где она находится, подобно старушке, которая потеряла динарий в темноте, но ищет его возле фонаря, потому что там светлее. Все попытки решить проблему на более внешних уровнях – например, совершенствуя свое поведение или отношение –  кончаются разочарованием.
            Вспомним аналогию с картой города. Причиной страдания водителя, приехавшего в другой город явилась неверная карта. Как решить эту проблему?
            Можно потратить много сил и стараний, улучшая свое поведение например увеличить скорость. В результате вы лишь скорее окажетесь не в том месте.
             
             Можно изменить свое отношение к проблеме – «и не принимать близко к сердцу». Вы все равно не попадете туда, куда требовалось – может быть, только меньше расстроитесь. Некоторые люди, преуспевают в этом настолько, что совсем отказываются от какой-либо разумной цели, при этом стараясь выглядеть «веселенькими». Но, как говорится «торговали – веселились, подсчитали – прослезились». Факт остается фактом – вы приехали не туда.
        
           Правильное решение просто – нужно обязательно получить верную карту, либо в виде самой карты на бумаге, либо попросить сесть рядом с вами человека, который хорошо ориентируется в городе, т.е. имеет эту карту в своей голове. И тогда, после того, когда у вас будет правильная схема города, путь к успеху будет открыт. При этом известную роль может сыграть и скорость движения (поведение), а в случае препятствий – и сила духа (отношение). Однако, определяющим фактором будет по-прежнему точность карты.

            Также как и карта, мировоззрение может быть неточным или искаженным, частично или полностью. Подобно тому, как причиной страдания водителя была неверная карта, искаженное мировоззрение людей является причиной страданий как на личном уровне, так и в масштабах семьи, общества, государства и всего мира. Войны, межнациональные конфликты, преступления, терроризм, распри на религиозной почве, экологические, экономические, социальные и многие другие проблемы – все это признаки болезни мировоззрения. Эту проблему бесполезно решать на внешнем уровне. Проблемы решаются, когда люди начинают внутри менять свое мировоззрение. Частично это достигается с помощью систематического духовного образования, которое нужно начинать вводить среди … среди себя, в первую очередь

Мировоззрение является частным случаем парадигмы


            Мировоззрение – это парадигма в отношении фундаментальных вопросов бытия. Что это за вопросы Согласно Ведам (Бхагавад-Гите), таких вопросов пять.

01) Кто я?  Что собой представляет мое «я» ?
(Вопрос о душе. На санскрите – джива);

02) Что за мир меня окружает ?
(Вопрос об окружающем мире. На санскрите – пракрити);

03) Кто управляет этим миром? Кто Верховный правитель?
(Вопрос о Боге. На санскрите – ишвара)

04) Что такое время?  Каково время существования этих 3-ех объектов?
(Вопрос о времени. На санскрите – кала)

05) Кто действует и кто несет ответственность?
(Вопрос о деятельности. На санскрите – карма).

            Наше понимание или непонимание этих 5 вопросов не зависит от того, к какому вероисповеданию мы принадлежим, и каким религиозным ритуалам следуем. Это знание может быть проявлено с различной степенью полноты в различных религиозных учениях и доктринах, но само по себе оно имеет надконфессиональную природу, и предназначено для всех людей.

Самая важная из всех парадигм


            В нашем сознании есть великое множество парадигм. Парадигмы могут быть научные, социальные, профессиональные, эмоциональные, интеллектуальные и т.п. Однако среди всех них есть одна самая важная – это философский вид парадигмы, или более кратко –  мировоззрение.
            Почему эта парадигма самая важная Потому что она определяет образ мысли, наши мотивы, формирует нашу карму и результат нашей жизни. В первые мгновения после нашей смерти нам предстоит ответить на два вопроса «Кто ты» и «Кто Бог» Каким будет наше мировоззрение в момент смерти, так мы и ответим. Как ответим, таким и будет наше следующее место назначения.

Пример сдвига парадигмы


            Чтобы понять что это такое, приведем одну историю (Франк Кох, из «Трудов Военно-морского общества»)
Два линкора, приписанных к учебной эскадре, выйдя на маневры, были застигнуты штормом и провели несколько дней в открытом море. Я служил на головном корабле и с наступлением темноты нес вахту на мостике. Из-за клочьев тумана видимость была препаршивой, так что капитан не уходил с мостика, лично руководя нашей деятельностью.
Вскоре после наступления сумерек дозорный доложил
— Справа по курсу корабля огонь.
— Неподвижный или смещающийся к корме
— Неподвижный, сэр, – ответил дозорный, что означало ситуация чревата столкновением.
Капитал крикнул сигнальщику
— Передайте «Есть опасность столкновения. Рекомендую вам изменить курс на двадцать градусов».
Последовал ответ «Рекомендую вам изменить курс на двадцать градусов.»
            Капитан приказал передать «Я – капитан. Требую изменения курса на двадцать градусов.»           
Ответ был «Я – моряк второго класса. Смените курс на двадцать градусов.»
Капитан весь кипел от возмущения
— Передайте, – он словно выплевывал слова
— «Я – линкор. Смена курса двадцать градусов.»
В ответ просигналили «Я – маяк.»
Мы сменили курс.

            Здесь ярко описано, как у капитана произошла смена установки – изменение представлений о конкретной ситуации. Это случилось внезапно, мгновенно, когда он вдруг понял, с чем он имеет дело.

Смена парадигмы

            Американский писатель-трансценденталист Генри Дейвид Торо, изучавший «Бхагавад-Гиту», сказал “На один удар, подрубающий корень зла, приходится тысяча ударов по его веточкам.“ Можно достичь качественных изменений в жизни, только прекратив наносить удары по веточкам и вложив всю свою мощь в решающий удар по корням – закостеневшим стереотипам.
            Ломка стереотипов, или смена установки, начинается со сдвига парадигмы. Человек вдруг начинает видеть вещи под иным углом, и ему открывается новое понимание. При этом он чувствует просветление, и ему хочется воскликнуть «Ага!» Это называется моментом истины. Чем гуще был туман, тем сильнее радость открытия. Еще более глубокий процесс – это полная смена парадигмы – процесс полного пересмотра всех установок. Сдвиг, в отличие от смены  – это частичное изменение парадигмы, когда коррекции подвергаются лишь некоторые из установок, тогда как остальные остаются неизменными.

Не обойтись без веры


Почему мы должны полагаться на что-то, верить во что-то? Почему мы не можем знать все на 100%  без всяких верований, без упований, полаганий, допущений

— Чтобы понять это, нужно рассмотреть природу моего «эго», моего «я».

Два подхода к мировоззрению


 
Итак, можно увидеть два подхода, два вида отношений, два типа людей:
01) Разумный;        
02) Неразумный.

Отношение к своему мировоззрению:  

01) Имеет ясное понимание, или осознанно стремится к этому.    
02) Смутно понимает, или вообще не отдает себе отчета, стремится разобраться в этом

Получает знание 

01) Через изучение и общение.    
02) Через страдания

Смена мировоззрения происходит

01) Благодаря осознанному выбору (применению свободы воли)
02) Когда жизнь разрушает (человек вынужден изменить свои взляды, т.к. испытал крах)

Тип веры      

01) Вера осознанная, глубокая   
02) Вера слепая (фанатичная или основанная на сентиментах)

Стиль жизни

01) Активный, упреждающий    
02) Пассивно реагирующий

Из этого следует, что существует - 

2 вида смены мировоззрения:

01) Когда человек сам стремиться найти истину,
02) Когда он ждет, пока жизнь разрушит наши неверные воззрения.

            Из этих двух вариантов, изменение мировоззрения с помощью духовного общения и изучения – метод гораздо более безболезненный. Также важно понять следующий принцип Чтобы новое представление закрепилось в сознании, человек должен заниматься соответствующей практикой.