среда, 9 февраля 2011 г.

Пример сдвига парадигмы


            Чтобы понять что это такое, приведем одну историю (Франк Кох, из «Трудов Военно-морского общества»)
Два линкора, приписанных к учебной эскадре, выйдя на маневры, были застигнуты штормом и провели несколько дней в открытом море. Я служил на головном корабле и с наступлением темноты нес вахту на мостике. Из-за клочьев тумана видимость была препаршивой, так что капитан не уходил с мостика, лично руководя нашей деятельностью.
Вскоре после наступления сумерек дозорный доложил
— Справа по курсу корабля огонь.
— Неподвижный или смещающийся к корме
— Неподвижный, сэр, – ответил дозорный, что означало ситуация чревата столкновением.
Капитал крикнул сигнальщику
— Передайте «Есть опасность столкновения. Рекомендую вам изменить курс на двадцать градусов».
Последовал ответ «Рекомендую вам изменить курс на двадцать градусов.»
            Капитан приказал передать «Я – капитан. Требую изменения курса на двадцать градусов.»           
Ответ был «Я – моряк второго класса. Смените курс на двадцать градусов.»
Капитан весь кипел от возмущения
— Передайте, – он словно выплевывал слова
— «Я – линкор. Смена курса двадцать градусов.»
В ответ просигналили «Я – маяк.»
Мы сменили курс.

            Здесь ярко описано, как у капитана произошла смена установки – изменение представлений о конкретной ситуации. Это случилось внезапно, мгновенно, когда он вдруг понял, с чем он имеет дело.

Комментариев нет: