среда, 9 февраля 2011 г.

Виды парадигм

Поскольку есть огромное множество вещей и явлений, с которыми связана наша жизнь, в нашем сознании существует такое же число карт-представлений. Однако все их можно разделить на два вида

1) Парадигмы реальной действительности;
2) Парадигмы ценностей или идеалов, в которых предметы и явления предстают такими, какими мы хотим их видеть в идеале.

            Все, что с нами происходит, мы воспринимаем сквозь призму этих парадигм, или карт-представлений. Мы редко задумываемся об их точности. Многие люди даже не отдают себе отчета в их существовании, и среди них будут те, кто скажет, что эта тема вообще неактуальна.
Когда это не актуально:
            Если я слеп, но на вопрос, как стать зрячим, отвечаю «Это неактуально», то что это значит похоже, что я так свыкся с этим состоянием, что даже не представляю себе, как можно жить иначе. У писателя-фантаста Герберта Уэллса есть рассказ о том, как один американец случайно очутился в городе слепцов, который находился в горной долине, совершенно оторванный от всего остального мира. Никто в этом городе не знал, что значит видеть. В конце этой новеллы, когда недоумение обитателей долины от странных способностей чужестранца достигло кульминации, совет старейшин города постановил провести для него операцию по замыканию век, но тот, в последний момент, сумел убежать из города. По сюжету рассказа, несчастный обладатель глаз не составлял карты того города и не предлагал ей воспользоваться кому-либо из слепцов. Его приговорили к ослеплению и без этого. Но если бы он составил, то кто из жителей города сказал бы «О да, это очень важно и актуально»
            Гораздо хуже физической неспособности видеть слепота разума. В конечном итоге, отсутствие интереса к этой теме говорит об отсутствии смысла жизни. Мне не интересно узнать, верны мои карты-представления или нет, если в моем мировоззрении центральное место занимает ложная аксиома (догма) о том, что со смертью тела всему придет конец. Тот, кто твердо уверовал, что мое существование прекратится со смертью этого тела, считает «Зачем вообще копаться во всем этом живешь себе и живи. Конец у всех будет один – могила.»
            Парадокс состоит в том, что часто такие люди одержимы желанием «оставить что-то после себя». Если меня больше нет, то зачем заботиться о том, что будет после меня Если быть последовательным, то девизом моей жизни должен стать лозунг, брошенный некогда маркизой де Помпадур «После нас хоть потоп». Конечно, при этом возникает побочный эффект когда число строгих последователей этой веры превышает критическую массу, все общество начинает распадаться также стремительно, как радиоактивные изотопы урана. Но это уже другая тема.
            Как странно, несмотря на то, что согласно их взглядам, конец у всех – гробовая доска, они вкладывают большую часть своей энергии в то, чтобы посадить дерево (которое срубят люди или время), построить дом (который будет снесен людьми или временем), вырастить сына (участь которого подобна их собственной) или оставить после себя как можно больше денег, томов книг или славы. Иногда такие люди впадают в синдром Герострата, который диктует им оставить после себя сожженный храм, концентрационные лагеря или руины Манхеттена. Все это очень странно. Зачем это мне нужно, когда меня больше нет
            Это говорит о том, что мировоззрение материалиста насыщенно противоречивыми, иллюзорными представлениями, одно из которых – это представление о том, что попытка разобраться в своих представлениях – это пустая трата времени.

Комментариев нет: