вторник, 15 февраля 2011 г.

Утверждение принципов и ценностей

           
Следующие 10 принципов и ценностей лежат в основе подхода  к  обучению и образованию:

   1. Обучение и образование должно проходить в соответствии с  наставлениями Шрилы Прабхупады.
   2. Обучение и образование являются одной из главных целей ИСККОН.
   3. Ашрамы брахмачари и брахмачарини представляют собой образовальные учреждения (гурукулы).
   4. Эффективное обучение характеризуется индивидуальным подходом.
   5. Эффективное обучение ведется по плану и является проактивным.
   6. Эффективное обучение удовлетворяет как личные нужды, так и потребности Общества.
   7. Преданное служение основано на свободной воле.
   8. Сознание Кришны дремлет в сердце каждого.
   9. Эффективное обучение имеет четко определенные цели.
  10. Главная цель обучения - воспитание качеств.


Далее приводится объяснение смысла этих принципов и ценностей.

            Р А З В Е Р Н У Т О Е   О Б Ъ Я С Н Е Н И Е
             П Р И Н Ц И П О В   И   Ц Е Н Н О С Т Е Й


1. Обучение и образование должно проходить в соответствии с наставлениями Шрилы Прабхупады.
   - Наставления Шрилы Прабхупады, содержащиеся в его  книгах,  лекциях, письмах и т. д., являются путеводным светом для всех членов Общества и образуют систему, в границах которой должно проходить обучение и образование.
   - В пределах теологического и оперативного наследия,  оставленного нам Шрилой Прабхупадой, для преданных  существует  достаточная возможность, чтобы развивать и проявлять свою инициативу  и индивидуальность.

2. Обучение и образование являются одной из главных целей ИСККОН.
   - Можно привести множество высказываний Шрилы Прабхупады  относительно важности обучения и образования. Например, "Наше  первое дело - проповедовать преданным и поддерживать  высший  стандарт вайшнавского образования"  
(письмо Хридайананде дасу от  9  июля 1972 г.).
   - Подавляющее большинство преданных хотело бы иметь  гораздо  более систематическое обучение, чем  мы  способны  предложить  им сейчас или могли предложить в прошлом.
   - Систематическое обучение необходимо для воспитания будущих  лидеров, а также привлечения более интеллигентного класса  людей, склонных планировать свою жизнь  и  справедливо  рассчитывающих видеть реальные перспективы, не исключая при этом другие  категории людей. "Таким образом, постарайтесь набрать какое-то  количество человек из класса студентов для того, чтобы, присоединившись к нам, они в будущем стали  лидерами  нашего  Общества. Если мы будем просто продолжать расширяться, не имея квалифицированных руководителей, то все, в конце концов, будет  испорчено"
(Письмо Шрилы Прабхупады Равиндра Сварупа дасу от 5  января 1973 г.)
   - Обучение - это скорее необходимость,  чем  излишество  (другими словами, обучение - это "именно то, что необходимо").
   - Обучение - это вложение капитала, которое даст большую отдачу.
   - Обучение могло бы привлечь целевые вложения средств, например, вложение капитала Азиатско-индусской общиной в  научную  разработку.
   - Это трудно осуществить, если мы продолжаем полагаться на учеников для сбора пожертвований.

3. Ашрамы брахмачари и  брахмачарини  представляют  собой  образовательные учреждения - гурукулы.
   - Храмы и, в особенности, ашрамы учеников  не  являются  местами,  куда преданные приходят без определенной цели. Это организации,  в которые вступают, в совершенстве зная перспективы.

4. Эффективное обучение характеризуется индивидуальным подходом.
   - Этот принцип согласуется с варнашрамой.
   - Обучение позволяет ИСККОНу охватить максимально возможное  число людей, одновременно сохраняя индивидуальность  и  чистоту  в  различных департаментах Общества благодаря  установлению  соответствующих ценностей и стандартов.
   - Способствует более эффективному использованию потенциальных талантов.
   - Дает ученику большее удовлетворение  от  работы.  Неспособность хорошо выполнять какое-то отдельное служение не обязательно означает недостаток искренности или нежелание совершать аскезы.
   - Создает более заинтересованных членов.
   - Поощряет учеников развивать свои собственные особые взаимоотношения с Кришной.

5. Эффективное обучение ведется по плану и является проактивным.
   - Принцип согласуется с ведической системой четырех ашрамов,  или ступеней жизни.
   - Обучение ведется под постоянным наблюдением с  запланированными периодами обязательств и регулярной переаттестацией.               
   - Поощряются изменения в служении, которые вызваны  скорее  успехом, чем крушением, разочарованием или явными неудачами.
   - Большинство преданных вступит в брак (хотя  предлагаемая  программа предназначена также и для пожизненных брахмачари).  Домохозяева, которые понимают важность обучения, более склонны добровольно жертвовать Обществу,  освобождая  учеников  от  утомительной обязанности собирать средства. Если наше Общество собирается процветать финансово, его члены должны оказывать  больше уважения ашраму грихастх.

6. Эффективное обучение удовлетворяет как личные нужды, так  и  потребности Общества.
   - Эта программа обучения сводит  до  минимума  расхождения  между личными нуждами и потребностями миссии. Она одновременно ориентирована на Общество и на личность.
   - Благополучие отдельного преданного превыше всего.  Сила  нашего движения в значительной степени определяется силой его  членов.   Необходимо обучать уверенных в себе преданных истинному  самоуважению как к себе, так и к движению. Преподаватели должны  избегать тенденции к подчинению и подавлению  индивидуальности  и  инициативы.

7. Преданное служение основано на свободной воле.

   Для обучения имеет практическое значение следующее:
   - Преданные должны научиться нести ответственность за свои  решения, действия и т.д., а не становиться чрезмерно или  неуместно зависимыми от Общества.
   - Ученик должен сам принимать решение об участии в  любой  стадии обучения, хорошо понимая свои права  и  обязанности  в  течение этого периода. Другими словами, ученик  должен  зачисляться  на   обучение на  контрактной  основе,  которая  уважает  права  как Общества, так и личности.
   - Ученика следует обучить иметь независимое мнение в  разнообразных реальных ситуациях, чтобы он мог адекватно выражать  сомнения, мнения, ощущения и проблемы.
   - Ученика следует вдохновлять задавать вопросы и изучать  философию сознания Кришны со всех точек зрения.
   - В учениках должен цениться ум с самого начала их обучения. (Это указывает на необходимость в квалифицированных  преподавателях, почтительных и честных.)
   - Необходимо постоянно поощрять стабильность в выполнении преданого служения. Если служение началось, то это еще не  означает, что оно будет непрерывно продолжаться.  (Несмотря  ни  на  что, ученик будет действовать в соответствии со своим уровнем, и  на любое явное отклонение следует реагировать конструктивно.)

8. Сознание Кришны дремлет в сердце каждого.
   - Преподаватели не должны давать студентам поверхностное  понимание ценностей Сознания Кришны или пытаться преждевременно навязывать их. Они должны постараться пробудить в  учениках  естественный интерес к этим самоочевидным истинам  через  настроение служения и открытого и искреннего вопрошания.
                             
9. Эффективное обучение является целенаправленным.
   - Согласно традиции личная садхана и внешняя деятельность  должны постоянно идти рука об руку. Тем не менее,  следует  анализиро вать обучение на любой стадии, действительно ли оно
       а) производится, прежде всего, для духовного развития ученика;
       б) является для ученика, в первую  очередь,  средством  поделиться своим сознанием Кришны с другими.
   - На любой стадии обучения должны быть четко обозначены  разнообразные возможности для обучающихся и их будущей деятельности  в Обществе после завершения обучения.
   - Цели и задачи обучения должны быть четко обозначены.

10. Главная цель обучения - воспитание качеств.
   - Обучение и образование выходит далеко за рамки простой  передачи знания. Его задачей является способстовать тому, чтобы  ученики получили и развили:
       а) знание и понимание;
       б) навыки преданного служения, а также практические и межличностные навыки;
       в) правильную систему ценностей и позицию.
   - Шрила Прабхупада хотел создать идеальный класс мужчин и женщин, которые могли бы служить практическим примером  для  подражания для всех остальных людей. Существенным для реализации этой  цели является то, что ученики воспитывают в себе и  демонстрируют чистоту и нравственность.


Комментариев нет: